Почему Монтессори?

автор: Мария Михайлина,

методист Детского развивающего центра "Солнечный Город"

why2

Каждый родитель рано или поздно задумывается, как воспитывать и развивать своего ребенка, в какой детский сад или развивающий центр пойти, по какой методике с ним заниматься...
 

Столько возможностей и вариантов развития детей предлагает современный мир, что порой достаточно сложно сделать выбор. Мы, Жители Солнечного Города,  любящие своих детей родители, выбираем методику Марии Монтессори.

 

Вы спросите: «Почему? А в чем собственно преимущества по сравнению с другими методиками развития ребенка?»
 

Пожалуй, самая главная причина  в том, что эта методика это не просто набор техник и упражнений, которые научат  малыша читать и писать, решать математические задачи, привьют желание учиться, это система, которая рассматривает человека как целостную личность, а его развитие как целостный, не разложимый на отдельные умения и спсобности  процесс.
 

Методика Монтессори и ценности современного общества   
 

Самореализация, свобода, любовь... Как это важно для нас.  Как мы хотим видеть своих детей реализующимися, свободными, окруженными любовью и дарящими любовь людьми.

why3

Многие философы, психологи, педагоги,  считали главной задачей человека самореализацию. Человек максимально должен раскрыть и проявить свои способности. Но возможно ли это без полноценного проживания, без приобретения опыта? Чтобы проявить свои способности, нужно хорошо их самому сознавать, чтобы их сознавать, нужно иметь богатый опыт. То есть,  если ребенок в детстве имеет мало возможности попробовать себя в различных видах деятельности, имеет маленький опыт взаимодействия с различным предметами, то, соответственно, круг проявления его возможностей и способностей остается достаточно ограниченным. Посещая наш детский сад, ребенок может активно передвигаться, выбирать, действовать, спрашивать и получать ответы в развивающей среде, которая организована так, чтобы способствовать максимальному проявлению его способностей. 
 

Свобода - главная ценность современного человечества. Однако там где свобода, там обязательно и ответственность. Как часто окружающие нас взрослые кажутся нам безответственными, как часто сами мы боимся сделать выбор и нести за это ответственность. А ведь способность выбирать закладывается в детстве. Трудно поверить, что ребенок, за которого всегда решают (в том числе, что, как и когда ему надо выучить, как и чем ему заниматься), будучи взрослым, будет легко принимать решения, принимать самостоятельные решения, не идти на поводу. Нам взрослым так сложно бывает дать ребенку возможность выбирать и быть свободным,т.е. хотя бы на некоторое время предоставить развитие ребенка ему самому. Это связано прежде всего с тем, что нам самим бывает тяжело выбрать, многие родители сами к этому не привыкли. Мария Монтессори создала систему развития детей, благодаря которой каждый учится выбирать и быть ответственным. Малыш изначально попадает в условия (богатая развивающими игрушками и упражнениями среда), в которых он учится  доводить дело до конца без постоянного контроля взрослого. Взрослый организует комфортное пространство для развития детей - помогает, направляет, предлагает, подсказывает ребенку, т.е. передает ему свой опыт и позволяет приобрести собственный.  
 

Любовь является неотъемлемой частью выбора и свободы. Только из любви к себе, к окружающим, к миру в целом человек может сделать жизненный шаг в сторону свободы и самореализации. Занятия по методике Монтессори учат нас любви к ребенку, внимательному наблюдению за его предпочтениями, пониманию его душевных склонностей. Ребенок, посещающий наш детский сад, учится делать поступки, основанные на любви и интересе.   
 

 

 

«Окруженный любовью окружающих, реализующий себя, свободный ребенок это хорошо, - скажете вы, - но как же быть с социальной адаптивностью, с умением подчиняться требованиям ситуации, других людей, социальных институтов? Не вырастет ли из моего ребенка такая индивидуальность, которой будет сложно ужиться с другими людьми?»
 

Свобода каждого человека  заканчивается там, где начинается проявление свободы другого. Это правило жизни дети начинают понимать уже в дошкольной группе.  В монтессори детском саду каждый маленький человек живет по определенным правилам, которые не являются чем-то навязанным извне, неким сводом придуманных взрослыми ограничений. В определенный момент в ребенке созревает внутренняя потребность в соблюдении этих правил жизни. «Если я имею право заниматься один, то и другие имеют на это право», «Если мне важно сосредоточиться на новом, то и другим это важно, поэтому я не буду бегать и кричать по группе», «Если я хочу, чтобы другие делились  со мной, то я сам тоже буду делиться», «Если я не хочу, чтоб мне было больно, то я сам я не буду причинять боль другому».
  why4

Развитие детей по Монтессори в детском саду позволяет каждому ребенку не только стать индивидуальностью, но и дает бесценный опыт общения. Все организовано так, что в группе могут находиться дети разного возраста, и ребенок может попробовать себя в разных позициях общения. Будучи младше одних ребят, он может побыть в роли берущего пример ученика, будучи старше других ребят, он может побыть в роли опекающего учителя. В современном мире не так много семей, где несколько малышей, таким образом, многие дети изначально лишены определенного опыта общения, т.е. возможности побыть в роли младшего и старшего брата или сестры. А ведь такой опыт наилучшим образом способствует воспитанию в ребенке умения учитывать интересы других, умения быть гибким в общении. Можно сказать, что в   детском саду по выбранной нами методике развитие ребенка происходит прежде всего в семейной атмосфере: в группе находятся несколько деток разного возраста и педагог, который помогает детям узнать новое, научиться общаться друг с другом, поддерживает каждого ребенка и его интересы, который всегда общается с ребенком наравных, т.е. по сути педагог заменяет ребенку родителя на то время, пока ребенок в детском саду.


 Итак, отвечая на вопрос - почему же именно эта методика, мы, жители Солнечного города, скажем,  что хотим видеть своих детей в мире, окрашенном солнечными красками и эмоциями. Основательница методики оставила нам в наследство уникальный "психологический рецепт"  создания атмосферы семейственности, принятия, полноты и широты опыта, радостного общения и непрекращающегося развития.

 

 

Методика Марии Монтессори. Почему мы её выбираем?

автор: Лариса Климанова,

председатель Ассоциации Монтессори-педагогов России 

 

why5

"Почему мы ее выбираем? Каждый человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою жизнь, двух одинаковых жизней не бывает. Мария Монтессори считала главной задачей, самореализацию. Человек может достичь своего максимума только через опыт, проживание. (Через опыт мысли, чувства, действия.) Если ребёнок лишён возможности действовать, он никогда не познает самого себя, свои способности, он никогда не станет тем, кем мог бы стать.
 

Неотъемлемой и очень важной частью опыта является выбор. Так устроен мир, что человек (и не только человек) каждую секунду своей жизни его осуществляет. Монтессори занятия обеспечивают возможность обучения выбирать. Каждый поступок имеет свои последствия, это - неизбежно, это закономерность. Вопрос в том, как к этому относиться и что является мотивом для следующего шага. Строго говоря, мотивов всего два - страх и любовь.

 

Выбор, организуемый любовью, продуктивен, именно он ведет к самореализации и развитию ребенка. Это может быть любовь к себе, к окружающим, к родителям, к процессу, к миру... Выбор, продиктованный страхом - разрушителен, неэффективен по отношению к главной цели. Разрушает любой страх - страх оценки, ошибки, потери любви близких людей, страх боли, страх утраты каких-либо материальных благ… Монтессори-педагогика предлагает выбирать основываясь на любви и интересе.

 

Умение выбирать на основе любви - прямой путь к свободе. К самой большой свободе - свободе внутренней. Поступок без страха - всегда наилучший для себя и для окружающих. Имеется в виду осознанный выбор, последствия которого человек готов принять и прожить. Это и есть самодисциплина, естественное следствие готовности принять результат. Если результат не нравится, можно просто изменить действие. Дети учатся этому, свободно выбирая работу с Монтессори-материалом.

 

why1

Из всего этого следует понимание взрослыми своей роли и своих задач по отношению к детям. Чем мы занимаемся, используя методику Монтессори? Передаем им свой опыт или способствуем приобретению детьми собственного? И возможно ли первое вообще? На что мы "толкаем" своих детей, какой выбор для них мы обеспечиваем, какого выбора ожидаем? Может ли малыш рядом с нами почувствовать безусловную любовь и принятие, может ли он не руководствоваться страхом? Даем ли мы возможность ребенку прожить последствия его осознанного выбора или пытаемся сделать это за него? Действительно ли мы верим способности ребенка к саморазвитию и самообучению - именно как результату опыта? Готовы ли мы общаться со свободными детьми?

 

Хорошо бы определиться в главном: что мы видим в ребенке - маленькое слабое тело, или огромные внутренние силы, руководящие развитием человека. Каждый непрерывно творит свою реальность и не может не творить. Просто не всякий об этом задумывается, помнит это.
 

Проявление стремления к развитию, к получению опыта, к осознанию себя в маленьких детях очевидно. Может нам, взрослым, лучше не идти против природы человека, а наоборот - следовать ей, помогая ребенку стать самим собой."

 

 

Сегодня филиалы «Солнечного города» размещены в САО и ВАО округах Москвы. Мы постарались найти оптимальные решения, для того, что бы родителям и детям было удобно посещать занятия.
Наши отделения размещены в микрорайонах Ховрино, Коптево,  Кожухово (недалеко от Новокосино и Жулебино). Рядом находятся станции:  
м. Речной вокзал. Центр размещен по адресу: ул. Дыбенко, дом 14, корпус 2.
м. Выхино или м. Новогиреево - ул. Татьяны Макаровой, дом, 6.
Ко всем отделениям легко добраться при помощи маршрутных такси или своим транспортом. Будем рады видеть новых юных жителей «Солнечного Города».

Дети говорят:
Как-то в садике сына (4 года) спросили: "Алёша, а ты маме дома помогаешь?" Алёша: "Нет, я помогаю только папе, а мама и так всё умеет."