Методика Монтессори и ценности современного общества

Автор: Мария Михайлина, методист Детского развивающего центра «Солнечный Город»

why2Каждый родитель рано или поздно задумывается, как воспитывать и развивать своего ребенка, в какой детский сад или развивающий центр пойти, по какой методике с ним заниматься…

Столько возможностей и вариантов развития детей предлагает современный мир, что порой достаточно сложно сделать выбор. Мы, Жители Солнечного Города, любящие своих детей родители, выбираем методику Марии Монтессори.

Вы спросите: «Почему? А в чем собственно преимущества по сравнению с другими методиками развития ребенка?»

Пожалуй, самая главная причина в том, что эта методика это не просто набор техник и упражнений, которые научат малыша читать и писать, решать математические задачи, привьют желание учиться, это система, которая рассматривает человека как целостную личность, а его развитие как целостный, не разложимый на отдельные умения и спсобности процесс.

Методика Монтессори и ценности современного общества

why3Самореализация, свобода, любовь… Как это важно для нас. Как мы хотим видеть своих детей реализующимися, свободными, окруженными любовью и дарящими любовь людьми.

Многие философы, психологи, педагоги, считали главной задачей человека самореализацию. Человек максимально должен раскрыть и проявить свои способности. Но возможно ли это без полноценного проживания, без приобретения опыта? Чтобы проявить свои способности, нужно хорошо их самому сознавать, чтобы их сознавать, нужно иметь богатый опыт. То есть, если ребенок в детстве имеет мало возможности попробовать себя в различных видах деятельности, имеет маленький опыт взаимодействия с различным предметами, то, соответственно, круг проявления его возможностей и способностей остается достаточно ограниченным. Посещая наш детский сад, ребенок может активно передвигаться, выбирать, действовать, спрашивать и получать ответы в развивающей среде, которая организована так, чтобы способствовать максимальному проявлению его способностей.

Свобода — главная ценность современного человечества. Однако там где свобода, там обязательно и ответственность. Как часто окружающие нас взрослые кажутся нам безответственными, как часто сами мы боимся сделать выбор и нести за это ответственность. А ведь способность выбирать закладывается в детстве. Трудно поверить, что ребенок, за которого всегда решают (в том числе, что, как и когда ему надо выучить, как и чем ему заниматься), будучи взрослым, будет легко принимать решения, принимать самостоятельные решения, не идти на поводу. Нам взрослым так сложно бывает дать ребенку возможность выбирать и быть свободным,т.е. хотя бы на некоторое время предоставить развитие ребенка ему самому

Это связано прежде всего с тем, что нам самим бывает тяжело выбрать, многие родители сами к этому не привыкли. Мария Монтессори создала систему развития детей, благодаря которой каждый учится выбирать и быть ответственным. Малыш изначально попадает в условия (богатая развивающими игрушками и упражнениями среда), в которых он учится доводить дело до конца без постоянного контроля взрослого. Взрослый организует комфортное пространство для развития детей — помогает, направляет, предлагает, подсказывает ребенку, т.е. передает ему свой опыт и позволяет приобрести собственный.

Любовь является неотъемлемой частью выбора и свободы. Только из любви к себе, к окружающим, к миру в целом человек может сделать жизненный шаг в сторону свободы и самореализации. Занятия по методике Монтессори учат нас любви к ребенку, внимательному наблюдению за его предпочтениями, пониманию его душевных склонностей. Ребенок, посещающий наш детский сад, учится делать поступки, основанные на любви и интересе.

«Окруженный любовью окружающих, реализующий себя, свободный ребенок это хорошо, — скажете вы, — но как же быть с социальной адаптивностью, с умением подчиняться требованиям ситуации, других людей, социальных институтов? Не вырастет ли из моего ребенка такая индивидуальность, которой будет сложно ужиться с другими людьми?»

Свобода каждого человека  заканчивается там, где начинается проявление свободы другого. Это правило жизни дети начинают понимать уже в дошкольной группе.  В монтессори детском саду каждый маленький человек живет по определенным правилам, которые не являются чем-то навязанным извне, неким сводом придуманных взрослыми ограничений. В определенный момент в ребенке созревает внутренняя потребность в соблюдении этих правил жизни. «Если я имею право заниматься один, то и другие имеют на это право», «Если мне важно сосредоточиться на новом, то и другим это важно, поэтому я не буду бегать и кричать по группе», «Если я хочу, чтобы другие делились  со мной, то я сам тоже буду делиться», «Если я не хочу, чтоб мне было больно, то я сам я не буду причинять боль другому».

why4Развитие детей по Монтессори в детском саду позволяет каждому ребенку не только стать индивидуальностью, но и дает бесценный опыт общения. Все организовано так, что в группе могут находиться дети разного возраста, и ребенок может попробовать себя в разных позициях общения. Будучи младше одних ребят, он может побыть в роли берущего пример ученика, будучи старше других ребят, он может побыть в роли опекающего учителя. В современном мире не так много семей, где несколько малышей, таким образом, многие дети изначально лишены определенного опыта общения, т.е. возможности побыть в роли младшего и старшего брата или сестры. А ведь такой опыт наилучшим образом способствует воспитанию в ребенке умения учитывать интересы других, умения быть гибким в общении. Можно сказать, что в детском саду по выбранной нами методике развитие ребенка происходит прежде всего в семейной атмосфере: в группе находятся несколько деток разного возраста и педагог, который помогает детям узнать новое, научиться общаться друг с другом, поддерживает каждого ребенка и его интересы, который всегда общается с ребенком наравных, т.е. по сути педагог заменяет ребенку родителя на то время, пока ребенок в детском саду.

Итак, отвечая на вопрос — почему же именно эта методика, мы, жители Солнечного города, скажем, что хотим видеть своих детей в мире, окрашенном солнечными красками и эмоциями. Основательница методики оставила нам в наследство уникальный «психологический рецепт» создания атмосферы семейственности, принятия, полноты и широты опыта, радостного общения и непрекращающегося развития.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *