Магия домашних дел

 

Оказавшись на пороге Монтессори-класса, ребёнок попадает как бы в другую вселенную. И чаще всего он начинает не плакать, как думают многие родители, нет, он начинает наблюдать за происходящим вокруг водоворотом событий. Жизнь бьёт ключом, вокруг всё время что-то происходит, все окружающие дети заняты собственным делом и точно понимают все тонкости происходящих вокруг процессов. Психика ребёнка обладает уникальным механизмом адаптации – впитывающим разумом, и он пользуется им на полную мощность.

Остаётся задача включения ребёнка в конкретные виды деятельности. И добиться этого можно только посредством проявлений его искреннего интереса. Ребёнка всегда привлекают самые обыденные упражнения практической жизни. Застегнуть пуговицы, вытереть стол, подмести мусор на полу, полить цветы. А как он интересуется процессами стирки, глажки, чистки ботинок! Какие бы современные и интересные игрушки мы не предлагали ребёнку, он всё равно старается улизнуть на кухню и заняться своим любимым делом: разбиранием и сортировкой кастрюль-ковшиков-тазиков. Значит, есть что-то особенное для него в этой активности? Конечно, и такие особенности в методе Монтессори называются точками интереса. Это такое свойство материала, которое способствует многократному повторению упражнений в зоне упражнений практических навыков.

 

Феномен интереса

В моей практике первые серьёзные включения ребёнка в работу часто случаются с материалом выжимание губки. Почему? Да потому что там лежит настоящая натуральная губка. Трогать её для ребёнка – настоящее удовольствие опыта. Это тактильное ощущение ребёнку незнакомо, оно приятно и волнительно, а тут ему ещё и предлагают различные эксперименты с ней и водой. И ребёнок с головой уходит в исследовательскую деятельность. И начинается постепенный переход ребёнка от одной презентации к другой. В каждой его ждёт новая сложность, которая вводится постепенно и по одной, и новая точка интереса, которая призывает его раз за разом возвращаться к новой цепи свершений до тех пор, пока инстинкт любопытства не будет полностью удовлетворён. Но уже следующая активность ждёт и манит его своей интересностью. Так происходит не вечно: постепенно у ребёнка появляется и другая, более надёжная и взрослая мотивация. Ведь если совсем маленький ребёнок моет стол и ему нравится появление мыльной пены, то для ребёнка постарше уже гораздо важнее конечный результат в виде чистой глянцевой поверхности.

Маленький ребёнок выполняет упражнения просто ради процесса их выполнения. Со временем, по мере того, как он станет старше и будет лучше понимать смысл упражнений, он станет их выполнять просто потому, что это должно быть сделано. В начале он полирует зеркала, деревянные и металлические предметы просто ради опыта движения, чтобы увидеть, как предмет меняет цвет своей поверхности, чтобы ощутить текстуру предмета. Ребёнок старшего возраста увидит замутнённую поверхность предмета и начнёт полировать её, чтобы она вновь стала блестящей.

 

Польза и удовольствие

Детям интересно всё: впитывающие способности различных материалов, каким образом капнуть только одну капельку различных жидкостей, закручивание воды при ополаскивании тазика, звук стиральной доски, процесс продевания нитки в игольное ушко и прокалывания иголкой поверхностей, разглаживание ткани под утюгом и т. д.

Взрослым очень трудно представить, как интересен для ребёнка может быть обыкновенный кусочек мыла. Но процесс мытья рук иногда затягивается на 15-20 минут. Ребёнок может проделывать все элементы этого обыденного действа по пять-шесть раз подряд. И это не только потому, что мыло сейчас в основном жидкое. И сто лет назад этот процесс приводил ребёнка в схожее состояние.

Постепенно интерес ребёнка становится всё более академичным, с научно-исследовательским уклоном. Он переходит к сравнению нюансов различных качеств предметов (зона сенсорики), к пониманию тонкостей языка (зона речи) и взаимоотношениям величин (зона математики). Но практические точки интереса всегда будут оставаться с ним, он будет с их помощью как отдыхать, так и настраиваться на выяснение новых закономерностей жизни.

Дети говорят:
Саша (5 лет), после просмотра всех частей фильма "Один дома": - Мама! Ты меня когда дома одного оставишь?